Храм Цзилэсы значит «достижение высшего радости». Он находися в самом конце улицы Дундачжицзе в районе Наньган г. Харбина, и построен в 1924 году. Его площадь17 тыс. квадратных метров, является одним из известных на нашем Северо-востоке буддийских храмов. Он также известен, как храм Баньжосы в Чанчуне, храм Цыэньсы в Шэньяне и храм Лэнъяньсы в Инкоу, является священным местом буддийских паломников Севера Китая и знаменитой достопримечательностью, на которую приезжают посмотреть китайские и зарубежные туристы. Сегодня он является храмом, открытым для общего доступа и взятым провинциальными властями под охрану.
Храм возведен и украшен в соотвествии с буддийскими каноническими правилами. Буддим пришёл в Китай из Индии в эпоху Хань в третьем веке. Основателем считается Сиддхарта Гаудама. Основа – это учение о «четырёх истинах». Есть страдание, причина страдания, освобождение (нирвана) и путь к нирване. Учение гласит «Человек рождается и умирает в одиночестве и так те в одиночестве стремится по пути к нирване». Монахи и послушники придерживаются вечетарианства. Монастырь разделен на несколько дворов, расположенных друг за другом по одной оси. Главная ось храма ориентирована с юга на север. Главный вход называется «шань мэн», то есть «горные ворота». Весь храм огорожен высокой каменной стеной и представляет собой настоящую крепость.
В первом дворе на востоке распологается башня с колоколом, на западе – башня с барабаном.
Первый зал: зал небесных владык. Здесь распологаются скульптуры четырех небесных владык, которые охраняют подступы к небесному миру. Они восседают каждый на своей вершине: южной, северной, восточной и западной. Боги имеют китайские имена, но больше известны имена инддийские.
Южный владыка носит имя Бирутхара. Его лицо окрашено в темный, почти черный цвет. Эта окраска обозначает облако черного со сверкающими молниями, которые насметрь поражают клятвопреступников. В руке у него меч с иероглифами четырех первоэлементов: огня, ветра, земли, воды. Несмотря на грозный вид, Бирутхара считается духом доброты и защитником справедливости.
Северного владыку зовут Вайсравана. У него белый цвет лица, в руке зонт – символ защиты от нечастья. Вайсравана выступает как хранитель семейного счастья и благополучия, а также защитник от зимних холодов.
Восточный владыка по имени Дратастра изображает с оранжевым лицом. В руках он держит лютню символизирующую просыпающуют после зимы природу. Он считается предвестником весны.
Западный владыка Вирубакса имеет серебристый цвет лица. В правой руке он держит змею. Вирубакса считается всевидящим, а также олицетворением осени и покровителем урожая.
Каждый из владык попирает ногами покоренных чертей, состоящих у него в услужении.
В центре зала на постаменте восседает будда будущего Матрейся, именуемый в Китае восемь миллионов восемьсот десять тысяч лет и будет обитать в верхих райских мирах. А пока он может появляться среди простых смертных. Милэфо изображается в виде симпатичного, улыбающегося толстяка с круглым животом, выпирающим из-под халата. Он обладает свойством посылать супруга большое потомство. За спиной у Милэфо лицом к северу расплагает фигура бога Вэйто. Вэйто – «небесный генерал» вооружен волшебным мечом и изображением священной горы Сумеру. Он защитник буддизма и посредник между райскими мирами, направляет нос к следующему залу.
Во втором зале размещаются будды восточного, западного и среднего райских миров. В центре восседает Шакьямуни, слева - буддка восточного рая Яоши, справа - будда западного рая Амитабу. Яоши держит чашу с исцеляющего росой и волшебную пилюлю. Амитабу держит цветок лотоса… Китайские буддисты представляют рай, как волшебную страну с медовым реками, золотыми дедевьями наполненную музыкой и ароматами. Здесь нет женщин, так как женщины, удостоившиеся рая, немедленно превращаются в мужчин. Здесь боковых стен помещены фигуры восемнадцати главных алоханей. Алохани – это обычные люди, которые стали праведликам, достигли высшей святости и освобождены от дальнейших перерождений. В следующем зале находятся три будда настоящего Шакьямуни, слева – будда прошлого кашба, справа – будда будущего Матрейся. Их лица выражают духовую силу спокойствие, отрешенность от зимной суеты. Перед фигурами выставлен обязательнный набор священных предметов: курильница, пара подсвечников, две вазы со цветами, вызы с фигурами и сладостями. Перед статуями можно видеть два «коралловых дерева». Они означают, что буддийское учение постоянно разветвляется на новые секты. Перед буддами всегда горит огонь – считается, что свет дает мудрость человеческому разуму.
Последнее помещение – хранилище буддийских сутр. Сутры – эти священные тексты, выполненные на бумаге, деревянных досках или каменных плитах.
Боковые помещения между главными залами – это приделы, посвященные богами, или служащие для хранения различных реликвий.